Одним из видов грузовых вагонов являются железнодорожные цистерны.
Железнодорожные цистерны классифицируются по нескольким параметрам. Они
делятся на универсальные (для широкого перечня
наименований нефтепродуктов) и специализированные (используемых при
транспортировке специфических грузов). Как и остальные вагоны, цистерны
подразделяются по количеству осей: на четырех-, шести- и восьмиосные.
Каждой конструкции цистерн присваивается калибровочный тип, указываемый
на обеих сторонах цилиндрической части котла.
Самая
распространённая четырехосная универсальная железнодорожная цистерна
состоит из котла, рамы и ходовой части. Цилиндрическая часть котла
сварена из пяти продольных листов (нижнего толщиной 11 мм, двух боковых 9 мм, двух верхних 8 мм), два сферических днища из листа толщиной 10 мм.
Груз заливается в цистерну через колпак вверху котла, сливается же
через универсальный сливной прибор в нижней части. Для обеспечения
полного слива груза нижний лист котла имеет прогиб глубиной 15 - 30 мм,
который и выполняет функцию полного слива. Количество груза,
находящегося в цистерне, определяется замерно-калибровочным способом,
при измерении высоты наполнения котла штоком.
Восьмиосная
железнодорожная цистерна безрамной конструкции с пониженным центром
тяжести принята в качестве перспективного типа ввиду её более
практичного применения. Котел такой цистерны состоит из двух обечаек,
сваренных из шести продольных листов каждая, двух горловин с
люками-лазами, двух сферических днищ, двух концевых ниш для размещения
консольных балок, двух патрубков универсальных сливных приборов,
кронштейнов для крепления лестниц, автотормозной системы и стояночного
тормоза. В днище котла имеются уклоны в стороны сливных приборов, котел
опирается на тележки через опору, состоящую из консольной хребтовой
балка, опорного листа и шкворневой балки. Высота пятника 75 мм, диаметр опорной части 400 мм.
Автосцепка такая же, как у восьмиосных полувагонов. Ходовая часть — две
четырехосные тележки, каждая из которых составлена из двух тележек типа
ЦНИИ-ХЗ-0-1, соединенных балкой штампо-сварной конструкции с рычажной
тормозной передачей, включенной в общую систему автотормоза цистерны.
Четырехосная
железнодорожная цистерна для перевозки цемента отличается от обычной
цистерны для нефтепродуктов конструкцией котла, который оборудован
пневматической системой выгрузки. Аэролотки предназначены для
приготовления взвеси цемента в воздухе, чтобы он приобрел свойства
повышенной текучести, и представляют собой желоба прямоугольного
сечения, верхняя сторона которых затянута непропитанным хлопчатобумажным
ремнем. В каждом желобе находятся сетки, предохраняющие ремень от
провисания и способствующие равномерному распределению воздуха по всей
длине лотка. Люк для загрузки и разгружающие устройства унифицированы с
приемными устройствами цементных заводов и автомобилей. Управляют
процессом выгрузки с контрольно-распределительного пульта,
расположенного в специальном ящике, который подвешен под рамой
железнодорожной цистерны. Загружают и выгружают цемент в склад сжатым
воздухом через шланги. Рабочее давление в котле при разгрузке 0,2 МПа (2
кгс/см-), время разгрузки около 45 мин.
Четырехосная
железнодорожная цистерна-термос предназначена для транспортировки вин,
коньяков и спирта без подогрева или охлаждения в пути следования.
Изоляция котла выполнена так, чтобы среднесуточный перепад температуры
продукта составлял летом 0,2°С, зимой 0,8°С. Температура продукта при
загрузке должна быть не выше +15 градусов летом и не ниже +8 градусов
зимой. Котел изготовлен из стали, стойкой к окислению виноматериалами.
Все остальные узлы железнодорожной цистерны-термоса стандартной
конструкции.
|